Чистый звук

Здесь представлены статьи, которые помогут Вам добиться наилучшего результата на съемках, записи музыки, сведения и перезаписи Вашего фильма. Огромная признательность Б.Я.Меерзону, 3.Лиссе, Л.С.Трахтенбергу, А.Г.Соколову, и журналу "звукорежиссер", статьи которого легли в основу данного курса.

ИСТОРИЯ ЗВУКОЗАПИСИ

  • ПЕРВЫЕ ШАГИ

    Связь музыки с драматическим действием осуществлялась уже на почве античного театра. В драмах, в театральных пьесах роль музыки менее органична, но и здесь музыка выполняет свои художественные задачи: она эмоционально объединяет исполняемую сцену, которую сопровождает; она пробуждает эмоции слушателя, подготовляя настроение последующей сцены. Музыка выполняет также функцию фона для монолога или диалога; в других местах она появляется в качестве музыкальных вставок. Но эти «инкрустации» всегда нeсут в себе лишь эмоциональный заряд. Более значительную роль играет музыка в мелодраме, где она создает постоянный фон для речевого компонента и комментарий к драматическому действию. Все эти формы слияния разнородных видов искусства подготовили установку для восприятия звукового фильма.

  • СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИИ ЗВУКОРЕЖИССЕРА

    Хотя звукозапись была известна еще со времен Эдисона, т.е. с конца XIX века. Развивалась и совершенствовалась она постепенно. Но долгое время, едва ли не до начала 30-х годов ХХ века из-за сравнительно убогих технических средств в задачу процесса звукозаписи входила лишь фиксация записи на носителе (будь то граммофонная пластинка или кинопленка) звукового сигнала в том виде, в котором он поступал от микрофона непосредственно на звукозаписывающий аппарат. И ни о какой режиссуре звука, ни о чем том, что мы впоследствии стали называть «обработкой» звукового сигнала, разговора тогда и не велось. А такого слова, как звуковой монтаж, в студиях грамзаписи и радиовещания того времени и вовсе не знали. Да и в производстве кинофильмов мирились с тем, что как спел певец или как сыграл пианист — так и записалось на пленку. В крайнем случае, если исполнитель ошибся, отснятый вариант приходилось просто полностью выбрасывать в корзину и записывать новый дубль, надеясь, что он будет более удачным.

  • ПИОНЕРЫ ЗВУКА

    Когда вспоминают историю нашей отечественной звукорежиссуры и ее первые шаги, положившие начало формированию так называемого «золотого фонда» музыкальных и литературных записей (к началу 90-х годов этот фонд уже насчитывал более миллиона (!) фонограмм), то в первую очередь называют двух «асов» профессии, звукорежиссеров первой волны — Гросмана и Гаклина.

  •  

    МУЗЫКА КИНО

    • КИНОМУЗЫКА

      В кино хороша та музыка, которая помогает лучше понять произведение в целом, углубляет драматургиче­ский язык целого, дополняет своим подтекстом язык кадров, самостоятельно развивает действие, вносит спе­цифический комментарий к показанному, независимо от того, какими музыкальными средствами она пользует­ся — традиционными или новыми.

      Не старайтесь использовать музыку только потому, что она прозвучала в понравившемся вам фильме; не следует также по чьим-то советам идти наперекор своим ощущениям, своим понятиям о звуковой атмосфере фильма, о его звуковой выразительности. Можно, наверное, и совсем без музыки сделать интересный фильм, используя лишь записи речи или шумов.

    • ФУНКЦИИ КИНОМУЗЫКИ

      Наиболее ранним методом соединения музыки и изо­бражения было подчеркивание характерных зрительных качеств движения посредством музыкальных структур. Это относится как к замкнутым в себе кратким явлениям движения, так и к продолжительным процессам. Руководящим принципом, как уже говорилось, служит здесь син­хронность обоих слоев. Рассмотрим несколько при­меров этого типа.

    • СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ МУЗЫКИ

      Контрапункт - это многоголосый склад музыки, в котором все голоса мелодически самостоятельны. Принцип контрапункта широко применяется не только в музыке, но и в других искусствах. В кино он существует как один из композиционных приемов построения звукозрительных образов. Одной из основных особенностей киномузыки - это способность сочетаться с изобразительным рядом не только при совпадении с содержанием кадра по ритму и настроению, но и при полном несовпадении, то есть при так называемом контрапунктическом звучании. На этом свойстве построено много лучших эпизодов в фильмах, известных своей художественной выразительностью. Музыка способна привносить в изобразительный ряд совершенно особые качества; вторгаясь в его концепцию, она рождает новые ассоциативные впечатления, создает иное драматургическое содержание материала.

    • ЛИЦЕНЗИИ CREATIVE COMMONS

      Creative Commons — некоммерческая организация, которая создала бесплатные для использования типовые договоры — свободные и несвободные публичные лицензии, с помощью которых авторы и правообладатели могут выразить свою волю и распространять свои произведения более широко и свободно, а потребители контента легально и более просто пользоваться этими произведениями.

    •  

      РЕЧЬ В КИНО

      • ВИДЫ РЕЧИ

        В кино произносимая с экрана в форме монолога, диалога от первого лица и от разных других действующих лиц, речь несет в себе не только мысли и чувства, но создает дополнительное эмоциональное напряжение благодаря той или иной актерской трактовке, той или иной манере подачи материала.

        Написанные в сценарии слова, предназначенные к произношению их в соответствии с характером всего строя фильма, сами по себе еще не создают законченного художественного образа. Они служат лишь основой, материалом, из которого формируется в дальнейшем звуковая выразительность кинопроизведения, его звуковые образы. В их звучании, в совмещении с экранным действием, в сочетании со множеством других звуковых красок и обретает фильм свою звукозрительную образность.

      • ОСОБЕННОСТИ ЗАПИСИ РЕЧИ

        Речь человека может характеризоваться динамикой, разнообразием интонаций, дикцией, ритмом, спецификой произношения слов и букв, в то время как голосовые данные оцениваются частотным и динамическим диапазоном, силой звука, характерным наполнением обертонами, создающими индивидуальную неповторимость голоса.

        Развивая и совершенствуя голос, можно научиться хорошо им владеть. Речевые навыки не даются человеку от рождения, а только в процессе его развития, обучения и практики вырабатываются такие элементы речевой культуры, как произношение, дикция, умение точно передать речью все желаемые оттенки мыслей и чувств, владение системой произносительных норм устной речи данного литературного языка.

      •  

        ШУМЫ В КИНО

        • ВИДЫ ШУМОВ

          Шумовые эффекты, так же, как и речь, составляют важный элемент звукового ряда и дополня­ют изображение. Они переплетаются с музыкой, высту­пают не только как «объект» музыкальной стилизации, но и непосредственно как содержание звуковых явлений. Следует заранее подчеркнуть, что шумовые эффекты функционируют в звуковой сфере фильма иначе, чем музыка и речь. В кино на них рас­пространяется тот же принцип, что и на речь: эконом­ное, лаконическое, бережливое использование.

        • ФУНКЦИИ ШУМОВ

          Шумы в экранных произведениях способны выполнять различ­ные функции, с их помощью решаются самые разнообразные худо­жественные задачи. Режиссерам и звукорежиссерам необходимо в своем колчане творческих приемов иметь полный набор возмож­ных вариантов.

           

           

        • ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ШУМОВ

          Все, что говорилось о контрапунктическом сочетания звукового и зрительного рядов в главе о музыке, остается справедливым и при шумовом решении того или иного эпизода. Несоответствие шумов зрительному ряду может вызвать или усилить комедийный эффект, и наоборот, сгустить драматизм сцены.

          С помощью звуков во многих фильмах передаются чувства, настроения людей. Тикающие часы, звук идущего поезда, капающая вода могут передать ожидание, нетерпение, уныние; звук грозы - душевные переживания. Крупные планы актеров, сопровождаемые теми или иными закадровыми шумами, оттеняющими внутреннее состояние героя, делают эпизод более выразительным и ярким. Скрытые от глаз эмоции передаются и усиливаются звуком.

        • ТИПЫ ШУМОВЫХ ФАКТУР

          По происхождению различают природные, промышленные (техногенные) и бытовые шумы. К природным относятся шелест листьев, журчание ручья или плеск волн, шум дождя, пение птиц и крики животных, свист ветра, раскаты грома и пр. К производственным — шумы двигателей, станков, мощных вентиляторов, «гудение» сердечников силовых трансформаторов, различных технических устройств в аппаратных залах (щелканье реле, треск телеграфных аппаратов). К производственным примыкают шумы транспортных средств (поездов, трамваев, автомобилей, двигателей самолетов и т.д.). Бытовые шумы создаются голосами людей, звяканьем посуды, действием домашних электроприборов (холодильников, бытовых компьютеров, кондиционеров, пылесосов). Шумы проникают в жилые комнаты из соседних квартир и с улицы. Значительный шум создают радиоприемники и телевизоры.

        • ШУМОВЫЕ БИБЛИОТЕКИ

          Помимо шумов, специально записанных в студии, для озвучания также используются библиотеки шумов. Ими часто пользуются в передачах исторического характера, например для озвучания сцен войны. Подкладывается атмосфера, выстрелы, соответствующие изображению, марке и типу оружия, а также зачастую и звук кинопроектора, чтобы у зрителя создавалось ощущение просмотра фильма на технике того времени, это помогает перенестись в прошлое. Все это в концепции с музыкой усиливает впечатление от картинки. Шумов из библиотеки существует множество.

        •  

          ПРОФЕССИЯ "ЗВУКОРЕЖИССЕР"

          • НАПРАВЛЕНИЯ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ

            По-английски звукорежиссер — audio (sound) producer, по-немецки — tonmeister, в американском обиходе — engineer producer. Какое бы название ни выбрать, сама по себе звукорежиссура не просто ремесло — это искусство, потому что современный звукорежиссер, используя сложные технические средства, должен решать творческие задачи. Качественную работу со звуком можно осуществить только при наличии у звукорежиссера развитого или иначе «поставленного слуха». Следует также согласиться с тем мнением, что в работе звукорежиссера нет и не может быть мелочей — все важно: расстановка микрофонов, взаимодействие с исполнителями, обработка фонограмм, умелый подбор музыки и шумов, умение расположить звуковой материал так, чтобы он был органичен в программе, фильме и опирался на существующие законы психологии восприятия звука.

          • ЗВУКОВОЙ ЦЕХ

            Звукорежиссер (Sound supervisor/Sound director/Sound Producer)— проще говоря — Режиссер звука. Курирует все этапы звукопроизводства. Формирует концепцию звука. Создает художественные звуковые образы. Руководит всем департаментом.

            Микрофонщик (Boom operator) — заведует микрофонным парком. наводит (направляет) микрофоны на сюжетно-важные объекты. управляет их перемещением в соответствии с поставленной задачей.

          • МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЦЕХ

            Композитор — Пишет музыкальные темы и музыкальное сопровождение для фильма.

            Музыкальный редактор — Знает, как можно, с помощью музыки, музыкальных звуковых эффектов, создать определенную атмосферу и настроение сюжета фильма, создаёт единство музыки и изображения.

          •  

            ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД. Pre Production

          • ЭКСПЛИКАЦИЯ

            Подготови­тельный период — ответственный этап в системе создания кинофильма. Он необходим для обеспечения художествен­ного качества и рационального производства фильма.

            Все намечаемые планы и средства исполнения отража­ются в постановочном сценарии. В нем определяется, ка­кими художественными и производственно-техническими средствами предполагается достичь наилучших художест­венных, технических и экономических результатов.

          •  

            СЪЕМОЧНЫЙ ПЕРИОД. Production

          • ЗАПИСЬ ЗВУКА НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ

            В процессе видеопроизводства (а киноизображение в период DI-процессинга или озвучания тоже переводится в видео) мы нередко встречаемся с ситуациями, в которых использование записанного «чистового» (синхронного) звукового сопровождения является единственно возможным решением. Для этого есть разные причины: документальная съемка, недоступность актеров или принципиальное режиссерское решение. Однако необходимо понимать, что процесс создания звукового сопровождения настолько сложен и коварен, что неизбежные погрешности будет весьма трудно исправить впоследствии, а в некоторых случаях такое исправление неподвластно даже опытнейшим специалистам.

          • ПОДГОТОВКА К СЪЕМКЕ

            Создание художественного звукового образа должно начинаться с осмысления того, что именно хотят получить режиссер, оператор, продюсер и, конечно, звукорежиссер будущего фильма от записи звука на съемочной площадке. Без конкретного плана сложно добиться чего-либо – весь съемочный период превращается в банальное запечатление тех или иных звуков, периодически возникающих на площадке. Речь и шумы, как полезные, так и абсолютно случайные, возникающие то и дело во время дубля, просто фиксируются с помощью звукозаписывающего устройства.

          • ВЫБОР МИКРОФОНА

            Для решения тех непростых задач, с которыми предстоит столкнуться тем, кто все-таки намерен писать «чистовой» звук на площадке, понадобится большой парк микрофонов. Впрочем, все зависит от проекта и от вашей собственной практики. Каждый отдельный случай будет требовать индивидуального рассмотрения.

            Микрофон – приемник звука, преобразователь звуковых колебаний в электрические.

          • РАБОТА С МИКРОФОНАМИ В РАЗНЫХ АКУСТИЧЕСКИХ ПРОСТРАНСТВАХ

            Вопрос о количестве, технических характеристиках и расстановке используемых при записи микрофонов — один из наиболее важных, но вместе с тем и наиболее сложных вопросов, стоящих перед звукорежиссером в процессе его повседневной работы. К сожалению, практика показала, что часто приводимые в литературе схемы расстановки микрофонов для звукопередачи тех или иных программ не могут быть приняты в качестве какого-то абсолютного рецепта и, как правило, имеют только информационное значение, позволяя ознакомиться с основными принципами микрофонной работы. Дело в том, что акустические параметры студий настолько различны, а задачи звукорежиссеров так многообразны, что в каждом конкретном случае лишь тщательные микрофонные репетиции в том помещении, из которого предполагается произвести запись, могут помочь звукорежиссеру получить желаемые результаты.

          • ИСТОЧНИК ЗВУКА В КАДРЕ НЕПОДВИЖЕН

            Если у режиссера телепередачи нет возражений против появления микрофонов в кадре (в кино — это большая редкость), звукорежиссер, в свою очередь, имеет право разместить их там, где он считает нужным для достоверной передачи звуковой картины телепостановки. Однако даже в этом случае могут возникнуть проблемы — например, из-за неудовлетворительных акустических условий помещения телестудии, либо расположения телережиссером исполнителей с точки зрения получения наилучшего изображения (но не звука!). Маловероятно также, что даже при неподвижной сцене исполнитель будет дисциплинированным и станет строго следить за своим положением относительно микрофонов, как это всегда делается при звукозаписи в музыкальной студии.

          • ИСТОЧНИК ЗВУКА В КАДРЕ ПОДВИЖЕН

            Простейший способ звукозаписи движущегося исполнителя, когда допускается показ микрофона в кадре, — это предоставить возможность исполнителю самому держать микрофон в руках, либо прикрепить его к одежде.

             

          • ОСОБЕННОСТИ ЗАПИСИ ЗВУКА НА СЪЕМКАХ

            Звукорежиссеру предписывается при утверждении эски­за декорации обращать внимание на ее пригодность для звуковых съемок. До начала съемок, когда декорация готова, режиссер, оператор, художник и звукорежиссер принимают декора­цию. Звукорежиссер проверяет ее пригодность для произ­водства звуковых съемок. Полы, двери, окна, лестничные марши и т. д. не должны скрипеть. Есть специальные инструкции, как строить декорации, и нет надобности под­робно останавливаться на этом. Заметим, однако, что не всегда все дефекты удается обнаружить сразу.

          • СТЕРЕОЗАПИСЬ

            Решение пользоваться всем комплексом свойств сте­реофонии, или же одним, или несколькими из них — зави­сит в каждом конкретном случае от творческих задач, условий съемки, тонирования, монтажа и перезаписи.

            Стереофония (от слов «стереорос» — твёрдый, пространственный и «фон» — звук) — запись, передача или воспроизведение звука, при которых сохраняется аудиальная информация о расположении источников, посредством раскладки звука через два (и более) независимых аудиоканала.

          • НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ

            Чрезвычайно важен выбор носителя для хранения записанного материала. Стоит отметить, что на сегодняшний день звук, записываемый на площадке, в большей степени является цифровым, чем аналоговым. Сегодня запись речи и шумов на пленку в жестких условиях съемочной площадки, будь это павильон, интерьер, натура, представляется довольно трудоемким и часто ненужным процессом. В большинстве случаев записанный на пленку сигнал все равно оцифровывают. Однако нельзя отрицать, что у аналогового звука есть очевидные преимущества перед цифровым. Но погоня за естественным и насыщенным аналоговым звучанием может сыграть злую шутку со звукорежиссером при записи первого же диалога с широким динамическим диапазоном. Здесь можно вспомнить то время, когда другого способа, кроме как пытаться вовремя среагировать то на громкую речь, то на шепот, и возможности не было. Подобная техника записи может быть полезна и сейчас при использовании цифровых носителей.

          •  

            МОНТАЖНО-ТОНИРОВОЧНЫЙ ПЕРИОД. Post-production

          • ЗВУКОВОЙ МОНТАЖ

            Пост-продакшн (англ. Post-Production) – следующий большой этап работы над картиной после завершения съемок эпизодов фильма. Традиционно на русском языке этот этап называется "монтажно-тонировочным периодом", или периодом монтажа и озвучания, когда работа над фильмом переходит со съемочной площадки в студию и начинается работа "под изображение". Это период обработки киновидеоматериала, включающий подготовку и изготовление компьютерных объектов, редакцию, монтаж, озвучание и обработку материала фильма.

          • ЗВУКОВЫЕ МОНТАЖНЫЕ ПРОГРАММЫ

            За время существования компьютерных звуковых станций было разработано несколько десятков форматов звуковых файлов, несовместимых между собой. Эти форматы разрабатывали как компьютерные компании, такие как Apple, IBM, Microsoft, Sun, Amiga, Atari, NeXT, Silicon Graphics, так и ряд производителей профессионального программного и аппаратного обеспечения, например, Adobe, Digidesign, Macromedia, Fraunghofer Institute, Ensoniq, SADiE, Sonic Solutions. Однако большинство этих форматов давно не используются, а в употреблении осталось всего несколько форматов, доказавших свою жизнеспособность. Следует отличать форматы файлов от алгоритмов сжатия звука (кодеков) – так, файл формата МР3 даже одного стандарта, то есть разрядности и частоты дискретизации, может быть создан при помощи разных кодеков разных разработчиков, что может дать и заметно различающееся звучание.

          • МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ПРОГРАММЫ

            Приступая к подробному рассмотрению взаимодействия в телевизионной звуковой партитуре музыки и речи, сначала обозначим естественные и искусственные слои. Так, к естественным звуковым слоям относятся синхрон, интершум и внутрикадровая музыка (т. е. весь внутрикадровый пласт), к искусственным — закадр, закадровые музыка и шумы (т. е. весь закадровый пласт). Видеоряд — это, прежде всего, естественные слои (хотя иногда прибегают и к искусственным изображениям, например графике, световому полю, визуальному искажению и т. д.).

          • МОНТАЖ РЕПЛИЧНЫХ ФОНОГРАММ

            Для человека резкая смена объектов в поле его зре­ния психологически оправдана и дело обычное, — достаточно перевести взгляд, повернуть голову или отвернуться, чтобы картина перед глазами мгновенно изменилась: мы смотрим в окно — перед нами улица; обернувшись, видим в двери человека; мгновенье —и наше внимание сосредоточено на лице вошедшего (это ли не крупный план?). И с киноэкрана чередование разных кадров в смонтированном киноэпизоде воспринимается как явление вполне естественное, привычное для зрения.

          • МОНТАЖ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОНОГРАММ

            Еще на этапе детальной разработки замысла режиссер в своем сценарии продумывает и прописывает, где в его произведении, в каких сценах и кусках действия должна звучать музыка. Он с самого начала задает характер всего музыкального решения фильма или передачи в своем воображении и записывает его словесно в режиссерском сценарии. Но это — не догма, а руководство к действию. В ходе съемок и монтажа может родиться совершенно новое музыкальное построение произведения, и в этом нет ничего предосудительного.

          • РИТМИЧЕСКИЙ МОНТАЖ

            Предположим, вы сняли сцену, в которой актер поет песню и одновременно танцует, перемещается по декорации и вступает в общение с партнерами, а не просто сидит на стуле. Если вы снима­ли, используя только внутрикадровый монтаж, то задача при мон­таже предельно проста — выбрать наилучший дубль. Но если вы сняли песню с танцем несколькими кусками с разных точек или даже одновременно несколькими камерами, но тоже с разных то­чек, то работа при монтаже несколько осложняется. Напомним, что продумывать такой монтаж и моменты перехода с кадра на кадр следует до начала съемок, пользуясь раскадровками и рисованны­ми мизансценами. Но существуют некоторые дополнительные тре­бования, обусловленные музыкой и движением в кадре.

          • МОНТАЖ ШУМОВЫХ ФОНОГРАММ

            Для начала необходимо "проложить" звуковую атмосферу на всю серию. При этом надо учитывать, что атмосфера между сценами не должна повторяться. Если действие происходит летним днем во дворе, то в следующей сцене, где действие происходит через небольшой временной промежуток, но при той же погоде, например в другом дворе, где атмосфера, на первый взгляд, точно такая же, то шумы обязательно должны отличаться. Пусть это тоже будет пение птиц и ветер, проезд машин и смех детей на площадке. У зрителя обязательно должно появиться ощущение другой обстановки.

          • ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СВЕДЕНИЕ

            Предварительное сведение фонограмм при стереофонической перезаписи является очень длительным и трудоемким технологическим процессом. Его суть состоит в последовательном (по частям фильма) групповом сведении фонограмм. Отдельно сводятся реплики, затем музыкальные фонограммы, далее – связанные с репликами синхронные шумы, а в последнюю очередь – фоны. Итог сведения – четыре многодорожечные фонограммы "премиксов".

          •  

            ПЕРЕЗАПИСЬ

          • СВЕДЕНИЕ ФИЛЬМА

            Этот процесс представляет собой приведение разрозненных звуковых фактур к единому балансу и объединение их в единое звуковое пространство. Точнее, это чередование звуковых пространств и звуковых балансов. Здесь собираются все задействованные в фильме фактуры. Сложные перезаписи (например, перезапись саундтрека фильма в формате Dolby Digital) делаются по этапно, по мере изготовления предварительных миксов. Они так и называются – премиксы. А если конечным результатом будет монофонический микс для телевизионной версии, то перезапись часто делается сразу, без изготовления премиксов, то есть идет обычное сведение.

          • ФИЗИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЗВУКА

            Звук - это колебательный процесс, возникающий в воздухе (или другой упругой среде) под действием каких-либо колеблющихся предметов. Источниками звука могут быть, например, голосовые связки человека, струны музыкальных инструментов или любой другой вибрирующий предмет, заставляющий колебаться окружающие его частицы воздуха. Плотность воздушной среды, при этом, то увеличивается, то уменьшается в соответствии с колебаниями источника звука. В простейшем случае это - "чистый" тон (звук камертона), при котором источник излучает только одну частоту, и изменение мгновенных значений колебания строго подчиняются закону синуса. В повседневной жизни чистые синусоидальные тоны почти не встречаются. Из музыкальных инструментов, в какой-то степени приближается к чистому тону только флейта.

          • ЗВУКОВОЙ ДИАПАЗОН ЧАСТОТ, ЭКВАЛАЙЗЕР

            Область акустических колебаний, способных создавать ощущение звука при воздействии на орган слуха, ограничена по частоте. Для большинства людей от 18 до 25 лет, обладающих нормальным слухом, полоса частот колебаний, воспринимаемых в виде звука, лежит, с некоторыми отклонениями, в пределах между колебаниями с частотой 20 Гц (низшая граничная частота) и 20000 Гц (высшая граничная частота). Эту полосу частот принято называть звуковым диапазоном, а частоты, лежащие в его пределах - звуковыми частотами.

          • ДИНАМИЧЕСКИЙ ДИАПАЗОН ЗВУКА, КОМПРЕССОР

            Чистые тоны субъективно воспринимаются громкими или тихими в зависимости от силы (интенсивности) звука. Сила звука (обозначаемая обычно символом I ) связана со звуковым давлением квадратичной зависимостью. Это значит, что изменение силы звука пропорционально соответствующему изменению величины звукового давления, возведенному в квадрат (I пропорционально р2). Так, рост звукового давления в 2 раза влечет увеличение силы звука в 4 раза, при росте звукового давления в 3 раза сила звука возрастает в 9 раз и т.д. Сила звука определяется потоком той звуковой энергии, которая при распространении в пространстве проходит ежесекундно через каждый квадратный метр плоскости, перпендикулярной к направлению распространения волны. Измеряют силу звука в Вт/м.

          • СИСТЕМЫ ШУМОПОДАВЛЕНИЯ, ДЕНОЙЗЕР

            В определении понятия "шумоподавитель", да и самого шумоподавления существует некоторая неясность. Этими терминами обозначаются два абсолютно разных понятия, одно из которых скорее относится к реставрационным работам, а второе — непосредственно к самой процедуре звукозаписи. В первом случае речь идёт об улучшении звучания уже имеющегося материала, а во втором случае о более качественном процессе записи нового. И, хотя эти два различных процесса имеют идентичные названия, физическая их сущность абсолютно разная. Даже несмотря на то, что основаны они, в сущности, на использовании одного и того же свойства человеческого слуха — эффекта маскировки.

          • РЕСТАВРАЦИЯ ЗВУКА

            Компромиссно записанный звук нуждается в реставрации. Она должна проводиться в специально подготовленном помещении на профессиональных контрольных мониторах, обеспечивающих параметры, соответствующие критериям последующего использования вашей продукции. Контролировать процесс реставрации через мультимедийные колонки — все равно что рисовать в темноте.

          • СПЕКТРЫ ЗВУКОВЫХ КОЛЕБАНИЙ, ГАРМОНАЙЗЕР

            Натуральные звуки, с которыми мы сталкиваемся в жизни, практически никогда не бывают "чистыми" синусоидальными тонами, а являются созвучиями. Последнее означает, что источник вместе с основным колебанием излучает волны с частотами в 2, 3, 4, 5 и т.л. раз большими основной частоты. По принятой в музыкальной акустике терминологии эти колебания называются, соответственно, основным тоном и обертонами: 1-м, 2-м, 3-м, 4-м и т.д.

          • АКУСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПОМЕЩЕНИЙ, РЕВЕРБЕРАТОР

            Со звуками на открытом воздухе звукорежиссеру приходится сталкиваться достаточно редко. Обычно художественные программы исполняются в помещениях: студиях, на сценах театров, концертных залов. Акустические свойства помещения существенно влияют на характер звучания исполняемой в нем музыки и речи. В помещениях акустическое поле формируется не только прямой волной, идущей от исполнителя по кратчайшему пути, но и после отражений от стен, потолка, пола и находящихся в помещении предметов. При каждом новом отражении часть звуковой энергии звуковой волны поглощается отражающими поверхностями и воздушной средой, а часть ее, в виде частых и убывающих по величине повторений, воздействует на слух, накладываясь на основной (прямой) звук и придавая ему привычную для слушателей протяженность и окраску.

          • ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЗВУКОВ

            Человек обладает способностью определять направление приходящих звуков. Наши органы слуха, воспринимая звуковые колебания от источников звука, расположенных справа и слева от слушателя, различают их и по амплитуде, и по фазе. При этом фазовые сдвиги приходящих звуковых волн связаны с разницей в расстояниях от источника звука до левого и правого уха. Различие по амплитуде звуковых давлений вызвано тем, что голова оказывает определенное экранирующее действие, особенно заметное для звуковых волн, соизмеримых по длине волны с ее размерами (т.е. на высших частотах звукового диапазона). Оба этих явления воспринимаются человеком и служат информацией о месте источника звука в пространстве.

          • ОСОБЕННОСТИ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

            Кому-то может показаться скучным перечисление особенностей слухового восприятия человека, но именно на них опираются режиссеры и звукорежиссеры в своем творчестве на телевидении и в кино. Среди человеческих "странностей" восприятия есть те, что оказывают решающее значение на построение звука в экранных произведениях, те, которые не могут быть названы главными, и те, которые позволяют добиваться определенных эффектов звукового воздействия.

          • ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗВУКА В ГОТОВОМ ФИЛЬМЕ

            О качестве звука кинофильма судят по совмещенной копии с оптической звуко­вой дорожкой. Контрольная копия служит своего рода эталоном при сдаче исходных материалов фильма кинокопировальной фабрике. Эта копия изготовляется цехом обработки пленки со смонтированных негативов изображения и негатива фонограммы, полученного в результате электрокопирования с магнитного оригинала перезаписи.

          • ЗАКАДРОВЫЙ ПЕРЕВОД ЗАРУБЕЖНЫХ ФИЛЬМОВ

            Процесс перевода иностранного фильма на русский язык – то же элемент постпроизводства. Работы по русскоязычному озвучанию иностранного фильма попадают в одну большую обойму работ, связанных с постпродакшн. Говоря об озвучании иностранных фильмов, надо различать актерский дубляж и дикторское закадровое озвучание. Сюда также входит производство продукции рекламного характера – рекламных телевизионных и кинороликов, а также телепередач и телевизионных фильмов. Это частный случай общей технологии производства, и на определенных видах работ опускаются какие-то отдельные этапы. Например, при закадровом озвучании отпадает съемочный период и упрощается монтажнотонировочный.

          • ЗВУКОВАЯ ЭСТЕТИКА И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

            Появление новых многоканальных звуковых форматов расширяет возможности художественной выразительности в киноискусстве. Этот процесс в сфере звуковой индустрии влечет за собой изменения не только технологического, но и эстетического характера.

             

          •